Оптимизация при реализации решений в условиях рискаСтраница 1
Реализация принятых решений по управлению предприятиями подвержена объективно существующей и принципиально неустранимой неопределенности. То или иное проявление неопределенности может задержать наступление запланированных событий, изменить их содержание, либо вызвать нежелательное развитие событий как предвидимых, так и непредвидимых. В результате поставленная цель не будет достигнута или достигнута не в полной мере. Возможность отклонения от цели, т.е. несовпадение фактически полученного результата с намеченным в момент принятия решения, характеризуется такой категорией как риск.
В связи с тем, что при поэтапной реализации стратегии предполагается принятие последовательных промежуточных решений, то каждому из них будут свойственны свои факторы риска. Рассмотрим модель управления реализацией некоторого проекта с учетом возможных факторов риска. Предположим, что управление проектом состоит из нескольких этапов. На каждом этапе возможны альтернативные направления реализации проекта. Каждое из этих направлений характеризуется вероятностью возникновения ущерба, связанного, например, с конъюнктурой рынка, а также величиной ущерба и возможной прибылью. Необходимо разработать стратегию управления проектом, которая позволила бы реализовать проект с максимальной прибылью при допустимом уровне затрат. Математическую модель данной ситуации можно представить в следующем виде.
1. Исходные данные
М={1, .,m} - множество этапов реализации проекта, на каждом из которых действуют соответственно свои факторы риска;
N={1, .,n} - множество возможных вариантов реализации (состояний) проекта;
Pkij , k 0,m; i 1,m; j 1,n – матрица вероятностей возникновения ущерба при переходе реализации проекта из k-го этапа на i-й этап по j-му направлению;
k=0 – исходный этап реализации проекта;
akij , k 0,m; i 1,m; j 1,n – матрица затрат (возможного ущерба) при переходе реализации проекта из k-го этапа на i-й этап по j-му направлению;
bkij , k 0,m; i 1,m; j 1,n – матрица ожидаемой прибыли (выгоды) при переходе реализации проекта из k-го этапа на i-й этап по j-му направлению.
2. Обозначения
3.Постановка задачи
Найти такую стратегию управления реализацией проекта из множества допустимых, при которой ожидаемый эффект будет максимален, а возможные потери будут не больше допустимых, т.е. необходимо найти набор переменных из условия:
(1-2)
Сформулированная задача, несмотря на наличие в целевой функции вероятностных характеристик, относится к классу задач математического программирования, т.к. на каждом этапе управления предполагается известной (оцененной) вероятность потерь при выборе того или иного альтернативного направления реализации проекта.
Пример.
Имеется проект по производству некоторого продукта, состоящий из трех этапов:
Выбор (подбор) инвестора.
Выбор поставщика.
Производство и сбыт продукта.
Предположим, что на первом этапе реализации проекта имеется возможность использования услуг трех инвесторов, каждый из которых с учетом принятых обозначений характеризуется следующими величинами (табл.6):
Таблица 6
Инвесторы | ||
1 |
2 |
3 |
р011=0,3 |
р012=0,5 |
р013=0,2 |
а011=100 у.е. |
а012=120 у.е. |
а013=180 у.е. |
зb011=150 у.е. |
b012=250 у.е. |
b013=150 у.е. |
Расчёт площади зоны хранения автомобилей
При укрупнённых расчётах площадь зоны хранения Fх = f0*Аст*Кп, где f0 – площадь, занимаемая автомобилем в плане, м²; Аст = Асс; Кп – коэффициент плотности расстановки автомобиле-мест хранения (2,85). Таблица 24. Площади зоны хранения (стоянок) Марка автомобиля Fх, м² ΣF, м² Авто ...
Назначение объекта реконструкции. Выполняемая работа
На аккумуляторном участке осуществляется следующие виды проверок: проверка уровня и плотности электролита; проверка заряда аккумуляторных батарей; замена электролита; Необходимость реконструкции заключается в том, что участок рассчитывался на меньшее количество автомобилей, но так как количество ав ...
Схема реле РУ и передачи станции на сезонное управление
Реле РУ – реле резервного управления. В схеме реле РУ (см. 15.КР.03.03.09.Э3) проверяются следующие условия: контактами НКЖ, ЧКЖ – отсутствие хозяйственного поезда на перегоне; контактом реле ГРИ – отсутствие разделки; контактом КМ – возбужденное состояние реле контроля макета стрелки; контактом зП ...