Анализ ситуации на рынке нефтеналивных грузовСтраница 1
Рынок грузовых перевозок является высоко конкурентным со стороны предложения транспортных услуг и его можно подразделить в разрезе его обслуживающих отраслей транспорта. Учитывая, что ряд сегментов рынка с технологической и экономической точки зрения может обслуживаться одновременно несколькими видами транспорта, в этих областях развивается интенсивная межотраслевая конкуренция. В России, в силу специфики её географического положения и исторических особенностей развития экономики при плановом хозяйстве, железнодорожный транспорт играет большую роль, чем в других странах, участвуя в большинстве интермодальных перевозок (чем объясняется повышенное внимание автора к нему).
Поставки нефти и нефтепродуктов в России осуществляются всеми видами транспорта. По объёму внешних поставок выделяется трубопроводный транспорт, подразделяющийся на прокачку сырой нефти и продуктов переработки - система АК ”Транснефть” и АК ”Транснефтепродукт” соответственно. Но это лидерство носит специфический характер. Следует принимать во внимание пропускные способности трубопроводов, их географическую доступность и неизбежное прохождение по территории других государств. Сейчас мощности АК “Транснефть” позволяют поставлять в страны дальнего зарубежья до 226 млн. т: в Северо-Западном направлении - 78 млн. т, Западном - 66 млн. т, Черноморском - 67 млн. т).
Во внутренних перевозках конкуренция железной дороге со стороны морского транспорта невелика, (протяжённость пригодных для навигации принадлежащих России участков морского побережья относительно мала). Конкуренцию в пределах отдельных маршрутов составляет только внутренний водный транспорт Волго-Балтийской системы.
Морской транспорт является наиболее значимым в системе внешних поставок нефти и нефтепродуктов. Морским транспортом реализуется до 80% мирового товарооборота нефтеналивных грузов, общая стоимость которого превышает $1,5 трлн. В мировой торговле основные потребители нефти используют танкеры - важнейший компонент транспортной сети, связывающей производителей нефти с её потребителями. Сегодня 40% морских перевозок нефти Россия вынуждена осуществлять через иностранные порты, ежегодно теряя на транзите только через прибалтийские порты около $1,5 млрд.
Транспортировать нефть танкерами дешевле, чем по трубопроводам, поэтому целью разработки транзитных маршрутов является выход к морю и транзит нефти танкерами, то есть возникает необходимость в смешанных интермодальных транспортировках. Нефтепроводы строятся в основном для доставки нефти из районов, не имеющих выхода к морю, к портам или к НПЗ.
С точки зрения крупных российских отправителей-экспортёров нефтеналивных грузов ж/д транспорт находится в третьей очереди, далее - автомобильный (табл. 1.3.1). Но в России ж/д транспорт, особенно во внутренних перевозках, стратегически значим - ежегодно в цистернах перевозятся миллионы тонн нефти и нефтепродуктов (в 2006 г. - более 310 млн. т).
Основным недостатком, делающим практически невозможной прямую конкуренцию с трубопроводом на сопоставимых маршрутах, является более высокая стоимость перевозки.
Развитие других видов транспорта, в первую очередь, сети автомобильных дорог, представляет серьёзную конкурентную угрозу для ж/д отрасли. Конкуренция автомобильного транспорта остро проявляется на расстояниях перевозки до 2000 км, переключая на перевозки автотранспортом высокорентабельные грузы 2 и 3 тарифного класса. К основным причинам перехода грузоотправителей на перевозки автотранспортом относятся: отсутствие комплексного сервиса транспортных услуг, сложность оформления перевозочных документов и подачи заявок на перевозку грузов, невозможность доставки “от двери до двери” (door-to-door)“ и “точно в срок” (just-in-time), подача под погрузку неисправных и/или неочищенных цистерн.
Таблица 1.3.2 иллюстрирует преимущества и недостатки различных видов транспорта по поставкам нефтеналивных грузов. Как видно из данных таблицы выбор конкретного вида зависит от предъявляемых требований и чаще предпочтение отдаётся их совокупности.
Разработка модели «ТО ВЕ» компании
- Зачем тебе миссия? Что бы оправдать свое существование? (фильм «Matrix «REVOLUTION») Видение - описание "желаемой реальности", выражающее основные ценности, обозначающее необходимые и достаточные изменения. Видение включает две компоненты: сформулированное описание предназначения органи ...
Разработка графиков единого технологического процесса
обработки групп вагонов, маршрутов на станции и подъездных путях
Графики единого технологического процесса должны быть разработаны для каждого подъездного пути. Графики составляются отдельно для погрузки, выгрузки и при сдвоенных грузовых операциях, т.е. при использовании вагонов из-под выгрузки для погрузки. В графиках технологического процесса должны быть отра ...
Расчет капитальных вложений по
проектируемому технологическому процессу
Таблица № 14 № Наименование Расчетные формулы и расчет Значение показателей, руб. 1 2 3 4 1. Прямые капитальные вложения в основное технологическое оборудование, руб. , для специального оборудования, применяемого только для данного тех. процесса, КЗ = 1 23246,187 2. Сопутствующие капитальные вложен ...